ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ ЛИЦЕЯ г. Сусумана за 2011   год.

 

I. Общие сведения о лицее и контингенте учащихся.

МОУ лицей г. Сусумана создан 1 сентября 1990 года на основании совместного приказа Управления  народного образования № 160\553 от 05.09.90 г. и Магаданского филиала Хабаровского политехнического института №553 от 11.09.90 г.

19 октября 2011 года мы  стали совершеннолетними, лицею исполнился 21 год.

Со дня основания учреждение занимается инновационной и экспериментальной деятельностью. Основными направлениями этой работы явились разработка и внедрение лекционно-семинарской системы обучения, целостная система нестандартных и интегрированных уроков,  профильное обучение. Успешно проводится работа по информатизации учебного процесса и по использованию проектной и исследовательской деятельности в обучении учащихся.

            Лицей является муниципальной собственностью, имеет Свидетельство о государственной регистрации № 294 от 13 июня 2002 года.

Учредитель – отдел образования администрации Сусуманского района.

Лицей имеет Устав, Свидетельство о регистрации и постановке на учет в ФНС от 28.12.2007 г., ОГРН 1024900716312, ИНН № 4905001368, КПП № 490501001.

              Учреждение прошло государственную аккредитацию в мае 2008 г. Свидетельство о государственной  аккредитации от 20 мая 2008 года. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности выдана Департаментом  образования администрации Магаданской области в мае 2010 г.

За время своего существования лицей выпустил  518 учащихся.

Из них  76 медалистов: 19 золотых и 59 серебряных.

 

На 1 сентября 2010-2011 учебном году в лицее обучается 77 учащийся.

 

8 класс  -  21 уч-ся     10 класс – 17 уч-ся         8 класс – общеобразовательный

9 класс –   22 уч-ся    11 класс – 17 уч-ся         9 класс – предпрофильный

10 класс и 11 класс – многопрофильное обучение на основе ИУП

 

Управление лицеем строится в соответствии с нормативно - правовой базой лицея, в которую входят законы и нормативные документы, принятые федеральными, областными и районными законодательными органами; приказы и инструктивно-методические документы вышестоящих органов управления образованием, Устав лицея и локальные акты к нему, Программа развития лицея на 2011-2015 годы и план ее реализации, штатное расписание, должностные инструкции, договоры с родителями, сторонними организациями. Новый этап Программы развития принят в мае 2011 г. В настоящее время ведется работа по утверждению новой редакции Устава лицея в связи с изменением типа существующего учреждения на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Сусумана»..

С 2000 года в нашем образовательном учреждении функционирует Совет лицея – постоянно действующий орган самоуправления, который в соответствии с Уставом лицея является выборным органом, состоящим из представителей педагогического коллектива, ученического коллектива 9-11 классов, родительского коллектива. Совет лицея наделен управляющими полномочиями и его решения, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.

Главный орган детского самоуправления в лицее – Совет лицеистов. Возглавлял Совет законно избранный президент лицея Косых Максим (11 класс).

 

II.  Особенности образовательного процесса

Статус лицея, как учреждения повышенного типа, накладывает очень большую ответственность на деятельность нашего учреждения по развитию способностей и наклонностей учащихся.

Работа лицея по выявлению и развитию способностей и склонностей учащихся определяет миссию лицея, которая заключается не просто в обеспечении качественного образования, но, прежде всего, в выявлении и развитии способностей каждого ученика, формировании творчески мыслящей личности, в развитии умения  учиться в старшей школе, в освоении видов и способов деятельности, которые используются в высшей школе (учащиеся должны уметь слушать лекции, выступать с сообщениями на семинарах, выполнять исследовательские задания, анализировать, сравнивать, работать с научной литературой, использовать ресурсы Интернета (критически их оценивая), в формировании у старшеклассников опыта работы по индивидуальным учебным программам, соответствующим их послешкольным планам. Т.е. главная цель – умение учиться по собственной образовательной траектории.

Основные задачи лицея:

1.Создание оптимальных возможностей наиболее способным и одаренным учащимся получения академического образования, реализация индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора профиля обучения.

2. Развитие личности, ее самореализация и самоопределение.

Программа развития лицея направлена на реализацию этих задач. Составной частью Программы развития является Программа «Одаренные дети». Основные направления деятельности в рамках данной Программы:

Модель многопрофильной школы.

Работа с детьми ведется, прежде всего, через урок. Формы индивидуальной работы с одаренными детьми нарабатываются учителями на протяжении существования лицея.

Ключевой идеей развития лицея является создание модели многопрофильной школы, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции и экономическую грамотность.

            По данной системе мы работаем уже 5 лет.  3 года проходил эксперимент по введению многопрофильной системы обучения на основе индивидуальных учебных планов, который  дал положительный результат. 

Модель организации учебного процесса в МОУ лицее г. Сусумана четко показывает горизонтальные        и вертикальные связи всех участков образовательного процесса, этапы профилизации, цели каждого этапа и способы достижения необходимого результата.

   Переход к многопрофильному  обучению предполагает:    

            За время  работы в  новом статусе:

O    обеспечена устойчивость модели обучения по ИУП на основе внутришкольной организации;

O    научно-методическое обеспечение этого процесса осуществлено в полном объеме;

O    функционируют механизмы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в новых условиях;

O    осуществляется экспериментальная деятельность учителями-предметниками.

O    использование личностно-ориентированного подхода в обучении - возможность осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся;

O    возможность осознанного выбора учащимися - определение приоритетов в изучении предметных дисциплин и выбора индивидуальной образовательной траектории;

O    мобильность  -   возможность корректировки ИУП учащихся;

Профильный выбор учащихся 11 класса за последние четыре учебных года выглядит следующим образом:

 

            Экспериментальная деятельность учреждения включает в себя и другие направления:

O   Подготовка  и участие в предметных олимпиадах разного этапа.

O   Участие в новой форме итоговой аттестации учащимися 9 класса.

O   Лекции-семинары-зачеты

O   Научно-исследовательская и проектная работа.

Анализ и внедрение модели организации обучения по ИУП, решение проблем, связанных с учебным процессом, происходящим в профильных группах,  находят отражение в методических семинарах. В течение 2011 года  проведены  методические семинары: апрель  2011 год - районный семинар «Методические основы использования разноуровневого и дифференцированного подходов к дозировке домашнего задания», октябрь 2011 г. – методический семинар в рамках областной коллегии по теме «Выстраивание индивидуального маршрута учащихся на профильных уроках».

 

Качество образования так или иначе связано с его оценкой или измерением. Одним из направлений этой работы является мониторинг индивидуальных достижений учащихся.

В МОУ лицее сложилась своя система мониторинга индивидуальных достижений учащихся, избравших свою собственную траекторию развития.

Цели общелицейского мониторинга качества образовательного процесса:

v направленность лицейской образовательной системы на формирование компетенций, необходимых для успешной социализации учащихся;

v изменение содержания преподавания и методов преподавания для улучшения его качества;

v получение объективной информации об уровне обученности, качестве знаний учащихся, выявление пробелов в знаниях, умениях учащихся по предметам.

Система мониторинга индивидуальных достижений учащихся включает:

         Контроль текущего состояния обученности учащихся:

Лекционно-семинарская система с зачетами по итогам освоения определенных тем.

         Общеобразовательный уровень:

Зимняя экзаменационная сессия  9-11 классы (декабрь)

Срезы знаний по базовому уровню 8-11 классы (февраль)

Тестирование учащихся 8 класса (сентябрь, май)

         Профильное обучение:

Профильные срезы 10-11 классы (декабрь, май)

Промежуточная аттестация 10 класс (два профильных предмета и английский язык) - май

Курсовые работы по профильным предметам 10-11 классы (январь, март).

         Итоговая аттестация:

Итоговая аттестация учащихся 9 класса в форме ГИА (работа независимой экспертной комиссии)

 Итоговая аттестация учащихся 11 класса в форме ЕГЭ.

         Внеклассная деятельность по предметам:

участие в предметных олимпиадах разного уровня

участие в творческих конкурсах и интеллектуальных играх

исследовательские и проектные работы

 

                                                              III. Условия образовательной среды.

 Режим работы лицея – шестидневная рабочая неделя для учащихся 9-11 классов, пятидневная рабочая неделя для 8 класса. Продолжительность урока – 45 минут, для 9-11 классов – сдвоенные уроки. Недельная нагрузка не превышает допустимую норму согласно СанПиНу: 37 недельных часов для 10-11 классов, 36 – для 9 класса при шестидневной рабочей неделе и 32 часа для 8-х классов при пятидневной рабочей неделе. Обучение ведется в одну смену.

        Особое внимание уделяется обеспечению безопасности учебного процесса: установлена АПС, система видеонаблюдения, поддерживаются в состоянии готовности первичные средства пожаротушения, выполняются санитарно-гигиенические требования, проведена аттестация рабочих мест.

 

IV. Воспитание здорового образа жизни.

Неотъемлемой частью воспитания здорового человека является привитие культуры здорового образа жизни. Эта работа в лицее ведется как через учебный процесс, так и через всю систему воспитательной работы. Основные направления работы отражены в лицейской Программе «Формирование здорового образа жизни», новый этап которой утвержден в мае 2011 г.

Мероприятия для укрепления здоровья учащихся:

Для увеличения двигательного режима в лицее  оборудована комната отдыха с теннисным столом. На каждом этаже имеются мягкие уголки, где учащиеся могут отдохнуть между уроками.

Во всех классах введен третий час физической культуры.

В 2011 г. создана лицейская футбольная команда, куратором которой является учитель истории Домрачев Д.С. Команда успешно приняла участие в различных соревнованиях районного уровня.

Проблемой является то, что в лицее нет своего спортивного зала. Это уменьшает возможность регулярно проводить внеклассные спортивные мероприятия, соревнования, праздники.

            Питание учащихся лицея осуществляется на базе столовой МОУ СОШ № 1 г. Сусумана. Из 76 учащихся лицея 76 человек получает горячее питание (завтрак,  обед, завтрак и обед), что составляет 100%. 12 человек питаются бесплатно.

ИНФОРМАЦИЯ

об организации горячего питания в МОУ лицее г. Сусумана по состояния на 01.10.2011 г.

Класс

Всего учащихся

Только завтрак

Только обед

Завтрак - обед

ИТОГО

% охвата

Бесплатное питание

8 класс

20

1(5%)

8(40%)

11(55%)

20

100%

3

9 класс

22

3(14%)

11(50%)

8(36%)

22

100%

6

10 класс

17

5(29.5%)

7(41%)

5(29.5%)

17

100%

3

11 класс

17

1(6%)

-

16(94%)

17

100%

1

ИТОГО:

76

10(13%)

26(34%)

40(53%)

76

100%

13

 

 

           

 

 

 

 

 

   В 2011 году в МОУ лицее здравпункт, состоящий из смотрового и процедурного кабинетов, прошел лицензирование.  Здравпункт полностью оснащен необходимым оборудованием.

 

V. Кадровые ресурсы.

Педагогический коллектив лицея составляют  6 педагогов, работающих на постоянной основе. Это опытные учителя с большим стажем работы и высокими профессиональными качествами. 4 человека имеют значки «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования школ РФ», 2 человека – Почетные грамоты Министерства образования и науки, 1 - «Почетный работник образования Магаданской области».  Все педагоги имеют высшее образование, пять человек -  высшую квалификационную категорию.

Все профильные дисциплины в МОУ лицее преподают учителя  высшей квалификационной категории:

Литература – Индыченко С.О. – учитель высшей категории

Математика – Вакар С.С. - учитель высшей категории

Физика – Нестеров О.В. – учитель высшей категории

Химия – Тарасова Н.И. - учитель высшей категории

Биология – Шарий Е.И. - учитель высшей категории (совместитель)

 

100% педагогов занимаются опытно-экспериментальной, инновационной, проектной и исследовательской деятельностью. Результативность данной деятельности высокая: многие педагоги награждены грамотами, благодарностями и премиями за организацию инновационной работы и успешной исследовательской деятельности обучающихся  оргкомитетами научно-практических конференций, конкурсов и олимпиад:

       Нестеров О.В., учитель физики, Вакар С.С.  – победители конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО

       Почетной грамотой Минобрнауки РФ (2011 г.)

       Домрачев Д.С., учитель истории, Тарасова Н.И., учитель химии, награждены Почетными грамотами за подготовку победителей межрайонной научно-практической конференции в п. Ягодное (2011 г.).

       Индыченко С.О., учитель русского языка и литературы, награждена дипломом за подготовку призера III этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011 г.

       Индыченко С.О., учитель русского языка и литературы, награждена Благодарственным письмом за творческий вклад по укреплению института семьи в IОткрытом Всероссийском конкурсе образовательных проектов «Семья-основа государства» (г. Кострома, 2011 г.).

       Все учителя лицея награждены Почетными грамотами комитета по образованию за подготовку победителей и призеров районной научно-практической конференции (2011 г.)

 

VI. Результаты деятельности учреждения.

Итоги 2010-2011 учебного года показывают устойчивую позицию качества образования и уровня знаний, умений и навыков лицеистов. По итогам года - 6 отличников и 48   хорошистов.

Успеваемость – 100%, качество знаний по лицею по итогам 2010-2011 учебного года – 70%.

·        Медалисты:  2 золотые медали (Беспалов Геннадий и Александров Алексей).

     Государственная итоговая аттестация ГИА учащихся 9го класса включала два обязательных экзамена – по русскому языку (в новой форме), алгебре (в новой форме) и  два экзамена по выбору (в новой форме или традиционно).

            В новой форме учащиеся сдавали  математику, русский язык, физику и химию.

Качество знаний по русскому языку – 78%, по математике – 47%, по химии – 100%, по физике – 100%.

            Учащиеся 11 класса успешно прошли итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Они приняли участие в экзаменах по 9 предметам и показали достаточно успешные результаты.

 

Традиционно учащиеся лицея участвовали в олимпиадах разного уровня.

      В лицейской олимпиаде приняло участие 127 человек, общее количество победителей и призеров составило 57 мест (45% от общего числа согласно квоте на количество победителей и призеров).

      В муниципальном этапе лицейскую команду представляли 44 учащихся.

Призовые места завоевали 25 учащихся (17 победителей и 8 призеров), что составило 53% от общего числа участвовавших.

      На III областном этапе лицейская команда была представлена 8 участниками.

Призер: Алкин Андрей, 10 класс, политехническая олимпиада.

Призер: Нырненко Алена, 9 класс, литература.

Новой для нас формой подготовки стало участие в различных молодежных предметных чемпионатах и интернет-конкурсах: 71 человек:

 

Научно-исследовательская и проектная работа.

 

Большую роль мы отводим научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская и проектная работа с учащимися лицея проводится через традиционное выполнение курсовых работ учащимися 10-11 классов  с их последующей защитой на научно-практических конференциях различного уровня: лицейские профильные конференции, районные научно-практические конференции, межрайонные научные конференции «Шаг в будущее» в п. Ягодное, научно-практические конференции школьников г. Магадана.

 За каждым учащимся закрепляется куратор работы, который оказывает учащимся реальную помощь в решении следующих задач:

O    овладение  знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

O    привитие вкуса к поисково-исследовательской деятельности;

O    обучение методам и приёмам научного исследования и проектирования;

O    приобретение навыка работы с дополнительной литературой;

O    приобретение навыка правильного оформления научно-исследовательских  работ.

 

Интеллектуальные игры.

 

Еще одним направлением работы с одаренными детьми является проведение интеллектуальных игр. Это направление включает в себя проведение  индивидуального интеллектуального марафона, цикл игр «Своя игра», шахматный турнир.  Данное  направление деятельности остается развивающейся профильной лицейской технологией, дающей положительные эмоции, расширяющей кругозор знаний, мотивацию к учению и рядом других положительных качеств.  В 2010-2011 учебном году более 42 учащихся 8-11 классов приняли участие в интеллектуальных играх.

O     (слайд 23) Традиционно в конце учебного года проводится индивидуальный интеллектуальный марафон.  Он включает в себя два этапа. В первом этапе (самостоятельном)  принимают участие учащиеся всех профильных и предпрофильных групп 9-10 классов. Это решение экспериментальных и качественных задач по физике, химии, математике, выполнение творческих заданий по литературе и истории. По итогам этого этапа отбираются победители, набравшие наибольшее количество баллов. Они принимают участие в итоговом этапе: естественно-научный профиль – «Своя игра», гуманитарный – «Умники и умницы».

O    Участие в интеллектуальных играх развивают учащихся, заставляют читать дополнительную литературу, первоисточники, учат логическому мышлению, реакции, умению вести себя в стрессовой ситуации.

 

   Воспитательная работа.

O  Вся внеклассная воспитательная работа также подчинена развитию  одаренности детей.  Многие лицеисты являются внештатными корреспондентами лицейской газеты и районной газеты «Горняк Севера». Учащиеся 10 или 11 классов, обладающие хорошими навыками работы на компьютерах, являются ассистентами учителей в ходе подготовки и  проведения уроков и внеклассных мероприятий. Выступления ребят на лицейской сцене (а на лицейскую сцену выходят у нас все без исключения ребята), способствуют развитию артистических способностей, а создание сценариев праздников, участие в традиционном лицейском капустнике,  конкурсе лицейских  поэтов  -  творческих способностей учащихся.

O  (слайды 27, 28,29, 30, 31) Одной из форм такой работы являются общелицейские классные часы «Персоналии», примером могут служить классные часы, посвященные  М.Ю. Лермонтову,  Ю. Гагарину и др.

O  (слайды 32, 33, 34) Традиционными являются и День театра,  в 2011 г. это мероприятие было посвящено С.Щедрину.

O  15 лет выпускается лицейская газета «Клип-LYKEION». Корреспондентами и редактором которой  также являются лицеисты. В 2011 году мы приняли участие в конкурсе изданий учебных заведений в г. Владивостоке.  Лицейская газета          стала дипломантом конкурса.

O  Лицеисты – непременные участники всех районных мероприятий: это и экологический марафон, и конкурс патриотической песни, выступление агитбригад и многие другие.

Организуя внеклассную и внеурочную деятельность, лицей  тесно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, используя знания и умения, приобретенные учащимися в этих учреждениях.

Учащиеся лицея в 2011 году успешно выступили в областных и российских конкурсах.

 

*   Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд» http://konkurs.mirmolodezhi.ru. Алкин Андрей  получил диплом финалиста федерального этапа и ценный приз (ноутбук).

*      Каменева Надежда (9кл.), участвуя в этом же конкурсе, стал обладателем ценного приза (фотоаппарата).

*      Областной конкурс «Мой выбор – будущее моего региона» - Мургустова Амина (11 кл.) обладатель диплома III степени.

*      Областной конкурс «Мой учитель - самый лучший» 2010г. Гончарова Виктория (9кл.) – стала дипломантом конкурса.

*      I Открытый Всероссийский конкурс «Семья – основа государства». В этом творческом конкурсе победу в региональном этапе одержала победу Елисеева Ирина (8кл.), кроме этого, она получила благодарность от оргкомитета федерального этапа (г. Кострома).

*      Областной конкурс «Огнеборец – герой нашего дня» - Никора А. – лауреат (2 место)

*      Участие лицейской газеты «Клип-LYKEION» в региональном конкурсе изданий учебных заведений «Красная строка»  (г. Владивосток). Диплом за актуальность, оперативность и достоверность.

 

В мае 2011 года лицеисты приняли участие в I районном слете «Одаренные дети».

За  четыре года 23 лицеиста получили муниципальный грант для поддержки талантливых детей. В 2011 г. этого гранта было удостоено 6 учащихся лицея.

 

VII. Финансовое обеспечение.

Финансирование лицея осуществляется за счёт средств целевых субвенций, из средств муниципального бюджета и различных районных целевых программ.

За счет этих средств приобретены учебники для организации образовательного процесса, заменена мебель в кабинете английского языка, приобретено оснащение медицинского кабинета, произведен капитальный ремонт пищеблока, закуплен стекломаст для ремонта крыши, осуществлен косметический ремонт учебных кабинетов. По требованию госпожнадзора панели лестничных пролетов окрашены противопожарной краской.

Однако остаются нерешенные проблемы: необходим капитальный ремонт системы отопления, крыши, актового зала, необходимо менять окна.

 

VIII. Обеспечение лицеем конституционных прав  граждан на образование.

 

              Администрация лицея неукоснительно выполняет государственные гарантии прав граждан на образование по ст.5 и ст.19 Закона РФ «Об образовании».

        За 2010-2011 учебный год незаконных отчислений не было. По заявлению родителей переведены в другие учебные заведения 5 человек.

            Выпускники 9-х классов продолжают обучение в лицее.

            Все выпускники лицея 2011 г. стали студентами вузов  страны. 

 

IX. Перспективы развития.

Генеральная цель образовательного процесса лицея в ходе модификации содержания и качества лицейского образования - самостоятельное построение лицеистами своего жизненного проекта в контексте социального служения и персональной ответственности.  Эта цель выводит коллектив лицея на приоритетное социокультурное образование: единство воспитания, обучения и развития, то есть личностно-субъектное  педагогическое воздействие. Система работы  нашего образовательного учреждения в 2011- 2012 учебном году нацелена по продолжение реализации данной цели, включая следующие задачи:

·      Устойчивое развитие профильно-групповой системы обучения учащихся 10-11 классов и предпрофильной подготовки  учащихся 8-9 классов по системе ИУП.

·      Развитие у учащихся способности к свободному и ответственному выбору жизненной стратегии.

·      Формирование у лицеистов универсальных познавательных способностей и компетенций, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение через систему индивидуальных образовательных маршрутов.

·      Индивидуализация образовательного процесса с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.

·      Повышение качества образования за счет инновационного развития образовательного процесса.

·      Совершенствование подходов к поощрению педагогического труда учителей лицея.

·      Обеспечение условий для профессионального роста учителей через различные формы методической учебы: мастер-классы на базе открытых педагогических мастерских, обобщение опыта работы учителей,  курсовой переподготовки.

·      Замена системы отопления лицея.

·      Капитальный ремонт крыши, актового зала.